Главная » 2014 » Февраль » 4 » Наш гость
17:20
Наш гость
Сергей Никоненко приедет в Сафакулево, а пока ... интервью  c журналистом Интернет газеты Znak.com: о политике, обществе и есенинских строках нашего времени

Сергей Никоненко родился за два месяца до войны. Младенцем прошел через немецкий плен, артобстрелы, помнит военный голод. Несколько раз был на краю гибели – в толпе, под пушкой, в пожаре. В общем, испытаний – не на одну биографию. А человек – золото, и в жизни, и на экране. Из тех, про кого говорят: соль земли. Добрый, честный, работяга. Кому как не ему судить «героев нашего времени».

«Недра российские должны принадлежать народу»

- В итоговом декабрьском интервью Дмитрий Медведев заявил, что основные показатели экономического роста у нас лучше, чем в Европе. Вы в год посещаете до 50 российских городов, ощущаете улучшения в масштабах страны?
 
- Я, конечно, не специалист в этой области, но у меня сложилось впечатление, что экономика наша на нуле. На днях прочитал, что президент намерен решительно заняться экономикой, потому что там у нас все далеко не столь благополучно, как говорит Дмитрий Анатольевич.
 
А вообще я согласен с мнением товарища Зюганова, что недра российские должны принадлежать народу. И те деньги, которые из них выкачивают олигархи, обязаны идти на социальные нужды, образование и медицину. Вспомните, как было раньше, когда оборонная промышленность питалась продажей водки, потому что у государства была монополия на алкоголь. Нельзя было отдавать производство алкогольной продукции в частные руки. А советский кинопрокат, например, кормил образовательную систему. Во всем этом присутствовала логика.
 
А что теперь? Благодаря нашим олигархам в стране установилась невероятная дистанция между очень богатыми и очень бедными. Не говорю уже про нищих, которым государство просто обязано помогать. А бедных необходимо поддержать, постепенно выводить их в средний класс.

- Сергей Петрович, что вы считаете самым постыдным в нашем обществе?
 
- Нужно незамедлительно обратить внимание на социальную сторону. Я вот стал человеком уже не совсем молодым… (смеется) Все-таки восьмой десяток разменял, а потому вынужден порой лекарства покупать. И вижу, сколько они стоят. И если мне они, слава Богу, по карману, то большинству моих ровесников – нет. Поэтому надо находить средства, чтобы помогать пенсионерам. А то человек поставит себе зуб-имплантат, а потом три месяца ему кушать не на что.
 
Или такой еще момент. 2014-й у нас объявлен годом культуры. А кто у нас сегодня занимается культурой? Есть, конечно, министерство, режиссеры и актеры популярных театров, два десятка людей на вершине музыкального олимпа, но это капля в море по сравнению с многомилионной страной. Но культура в России держится на музейных работниках где-нибудь в глубинке, на провинциальных библиотекарях и прочих подвижниках, которые живут на такую нищенскую зарплату, что создается впечатление, будто эти люди государству и не нужны вовсе, будто они какой-то балласт. А ведь эти люди – маленькие монастыри культуры. Они неравнодушны и всеми силами оберегают наши духовные сокровища. Очень надеюсь, что власть все-таки подумает о них. Я бы зарплату увеличил им раз в пять, никак не меньше. Только тогда это будет более-менее справедливо.

«Главное, чтобы Россия развивалась аккуратно и осторожно»

- В последнее время все усиленно ищут национальную идею. Кто-то видит ее в возрождении монархии, чему способствуют разные фильмы и передачи, посвященные 400-летию династии Романовых, кто-то предлагает объединиться вокруг наших спортивных успехов (тут подспорье Сочи-2014, футбольный ЧМ-2018). А вы сами как бы сформулировали национальную идею?
 
- Считаю, что национальная идея в своей основе должна быть христианской. Но главное, чтобы Россия развивалась аккуратно и осторожно. На мой взгляд, нельзя так рубить с плеча, как это происходило в начале 1990-х. Я то время сравниваю с одним сценарием, в котором было написано: «Крейсер развернулся на 180 градусов за четыре секунды». Но ведь если крейсер так будет разворачиваться, то он попросту разломится. Это же не гоночный катер, чтобы полицейские развороты совершать. Вот и нашей огромной стране резкие движения противопоказаны. Поэтому править здесь должен мудрый и, не побоюсь этого слова, жесткий человек. Чтобы никому не было позволено безнаказанно творить беззаконие. Чтобы все видели и знали, что зло всегда будет наказано.
 
А если хочется выступать, то, пожалуйста, выступайте, но в рамках закона. В лондонском Гайд-парке, например, можно говорить абсолютно все, только не оскорблять королеву и британский флаг. И я видел, как там один человек поставил ящик и яростно что-то провозглашал, а его слушали еще двое. Вот у нас пусть выступают, но жечь шины и устраивать провокации, как сейчас в Киеве, не надо.
 
- Вы застали Сталина живым, потом едва не погибли в давке во время его похорон, затем в марте 1956 года пионером присутствовали на XX съезде, разоблачившем его культ, то есть являетесь прямым свидетелем сталинской эпохи. Как вам то, что сегодня все больше людей мечтают о сталинской руке? Да и вы сами говорите, что России нужна жесткая власть…
 
- Жесткая, но, подчеркиваю, мудрая. А лично к Сталину у меня сложное отношение. Его отказ от мировой революции и построение социализма в отдельно взятой стране представляется мне мудрым решением. Ведь Ленин и Троцкий были готовы пожертвовать Россией ради революционного пожара во всем мире. Готовы были загубить 90% процентов населения нашей страны, а Сталин их путем не пошел. Что же касается борьбы с так называемыми врагами народа, то там, безусловно, было много невинных жертв. Хотя и враги, безусловно, были. Тот же заговор Тухачевского доказан. И жестокость того же Тухачевского во время подавления антоновского восстания общеизвестна, когда против своего народа использовалось химическое оружие, а в заложники брали женщин и детей, которых потом расстреливали. В общем, борьба с такими врагами, как Тухачевский, мне понятна. Но с тем, что потом этот маховик раскрутился и уничтожил тысячи невинных, смириться категорически невозможно.

- Мне всегда очень импонировал ваш директор школы из фильма «Завтра была война» – смелый и высоконравственный человек. Вы часто встречаете подобных людей, не перевелись они в России?
 
- Если бы вдруг исчезли добрые люди, то мы, наверное, уже и не разговаривали бы сейчас. Ну, представьте только, что в Екатеринбурге живут только злые люди, один злее другого, и соревнуются в мерзопакостях… (смеется)
 
- Знаете, порой почитаешь какой-нибудь интернет-форум, и создается впечатление, что так оно и есть…
 
- К сожалению, есть и такие персонажи, для которых нет морали. Но затем и существует государство, чтобы с помощью закона сдерживать подобных субъектов. Защищать от них нормальных граждан. А мир все же держится на добрых и честных людях, которые не гонятся исключительно за монетой, потому что обладают внутренним богатством.

«Все наши беды от того, что ложь обуяла тех, кто стоит у руля»

- Сергей Петрович, в вашей жизни особое место занимает Есенин. Вы и сыграли Сергея Александровича в ленте «Пой песню, поэт», вот уже 20 лет как создали и возглавляете Есенинский культурный центр в Москве…
 
- Кстати, когда в начале 1990-х я пробивал Есенинский центр, почти каждый день, как на работу, ходил по кабинетам чиновников. В Москве только имуществом занимается шесть громадных учреждений, которые гоняли меня между собой, как теннисный шарик. И я полтора года добросовестно ходил к ним и страшно им надоел. И вот, наконец, добрался до самых высоких инстанций и узнал, что, оказывается, в принципе можно на ту квартиру, куда часто приходил Есенин, получить ордер на бесплатную аренду. Представляете, существует и такое, но подобные ордера почти никому не дают. И мне открытым текстом сказали: «Вы же взрослый человек и должны понимать: чтобы что-то двинулось, надо уметь заинтересовывать людей». Наверное, нужно было спросить: «Сколько?», но я не спросил. Пошел от отчаяния к одному своему влиятельному знакомому, рассказал, что хочу сделать в Москве есенинский уголок, и только тогда все разрешилось.
 
- А какие есенинские строки больше всего иллюстрируют наше время?
 
- Но и тогда,
 
Когда на всей планете
 
Пройдет вражда племен,
 
Исчезнет ложь и грусть,
 
Я буду воспевать
 
Всем существом в поэте
 
Шестую часть земли
 
С названьем кратким «Русь».
 
Правда, ложь и грусть еще не скоро исчезнут. Мы ведь погрязли во лжи. Недаром и Солженицын писал: «Жить не по лжи!» Отсюда и все наши беды, что ложь обуяла тех, кто стоит у руля! Может, остепенятся со временем…
 
- Вы были дружны с Василием Шукшиным, снимались в его фильмах и как режиссер сняли по его рассказам фильмы «Елки-палки!», «А поутру они проснулись». Василий Макарович, безусловно, для большей части нашей страны и при жизни и после являлся моральным авторитетом. А кого бы вы сегодня могли назвать моральным авторитетом?
 
- Из той замечательной плеяды русских писателей 1960-1980-х годов остался один Валентин Распутин. Вот его слову я до сих пор верю безоговорочно. Его позиция всегда была неизменной – очень христианской, преисполненной любви к людям и природе, призывающей к миру и гармонии.
 
Что касается Шукшина, то он сыграл в моей жизни значительную роль. Я почитаю за огромное счастье, что мне удалось ему помочь, когда он без московской прописки мыкался в столице, как бомж. Ночевал у друзей в общежитиях Литературного института и ВГИКа, доводилось и мне его у себя привечать. Я счастлив, что он пригласил меня сниматься в своей картине «Странные люди», где я сыграл Ваську-чудика. Именно он посоветовал мне испытать себя в режиссуре, сказав: «Серега, ты так интересно предлагаешь, что попробуй себя и в этой профессии».
 
Я снял 15 полнометражных картин, а теперь собираюсь снимать 16-ю. И снова по рассказам Шукшина. Объединил его рассказы «Охота жить», «Осенью» и «Билетик на второй сеанс» в один сюжет при совсем небольшой корректировке. Запускаемся уже в марте. Сниматься у меня будут народные любимцы, но пока они не встали в кадр, не хочу их называть. Надеюсь, что подниму эту картину на те незначительные средства, что мне были отпущены.
 
Я вам в связи с этой картиной расскажу одну историю. 26 июля, на следующий день после дня рождения Василия Макаровича, в Министерстве культуры состоялось заседание экспертной комиссии, которая принимала заявки на новые фильмы. Режиссеры и продюсеры выходили на сцену и рассказывали о своих, как теперь модно говорить, проектах, а эксперты решали, выделять на это государственные деньги или нет. И вот я рассказал, что в 2014 году исполняется 40 лет, как с нами нет Шукшина, и 85 лет с его рождения, поэтому хочется к этим датам снять еще одну картину по его рассказам. И как, вы думаете, проголосовала эта экспертная комиссия Министерства культуры? Практически единогласно против, а ведь их там человек 50 сидело.

«Федя уж очень увлекается спецэффектами»

- В 1980-е вы снимались у Юрия Озерова в картине «Сталинград». И даже едва не погибли на съемках этого фильма. А «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в ушедшем году чемпионом проката, смотрели?
 
- Целиком не видел, но, зная режиссерский почерк Бондарчука-младшего, примерно представляю, что там дальше. Федя уж очень увлекается спецэффектами. Конечно, это зрелищно выглядит, когда горящие солдаты бегут и стреляют, и в первое мгновение открываешь рот, но уже через пару секунд понимаешь, что это какой-то кукольный театр...
 
У меня родственник воевал в Сталинграде – дядя Сережа Гужавин. Причем воевал в 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева, которого мне потом и пришлось играть у Озерова. А когда в конце 1960-х мы приступали к съемкам «Освобождения», я лично познакомился с Александр Ильичом Родимцевым. И когда увидел, как он в одних длинных синих сатиновых трусах ловит с берега самодельной удочкой рыбу, не сразу поверил, что этот мирный человек – тот самый легендарный генерал, который одной дивизией сдерживал несколько немецких армий. А ведь немцы были отличные солдаты, воевать они умели, про них говорили, что пять немцев воюют, как рота итальянцев. И вот дивизия Родимцева их сдержала. Сумели наши что-то такое противопоставить, что затормозило эту мощнейшую инерцию наступления. Вот если бы Федя про это снял…

- Вы же с отцом его работали…
 
- Грандиозный был режиссер, да и актер мощнейший. У меня небольшая роль в «Войне и мире». Я играю молодого артиллериста, который во время Бородинского сражения прогоняет Пьера Безухова с батареи Раевского. И Сергей Федорович дал мне очень точную подсказку: «Ты представь себя молоденькой барышней, которая уже раздевается в спальне, а туда вдруг вваливается гусар. Она же вся захлебнется от возмущения и смущения». Вот и моего офицерика просто разрывает от того, что на военном объекте в самом эпицентре сражения появился гражданский человек. Поэтому он и кричит таким срывающимся голосом: «Не положено! Вам здесь нельзя находиться!». Я когда это произнес так, как Сергей Федорович попросил, то сразу вся биография героя выстроилась - с его воспитанием, его нянечками и гувернантками. Вот это настоящая режиссура.
 
- Вопрос от читателя: «В районных центрах Курганской области расклеены афиши о ваших сольных выступлениях. Вы на самом деле приедете или кто-то работает под вас?»
 
- Я обязательно скоро выступлю в Курганской области. Если ничего не путаю, то в трех городах. Программа называется «Божья дудка», так Есенин себя называл. Полтора часа читаю стихи Есенина, а в конце еще и рассказ Шукшина. Кстати, с этой программой я довольно часто выступаю в школах и воинских частях. И всегда делаю это бесплатно.
 
Благодарность арт-холдингу "Ангажемент" - за организацию интервью, "Атриум Палас Отелю" - за гостеприимство.

Печатается в сокращении

Вопросы – Алексей Климов, Интернет-газета|Znak.com © Общенародные идеи
Категория: Общие новости | Просмотров: 601 | Добавил: Эмиль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]