Главная » Статьи » Общество |
Мат и дитя. Пройдет ли мода на бескультурье?
Мат и дитя. Пройдет ли в России мода на бескультурье? Исковерканные детские площадки, разбитые дороги, лихие водители, мат в повседневной речи - российская низкая бытовая и гражданская культура становится сегодня нарицательным примером. Известный психолог, доктор психологических наук Андрей Юревич сделал эту тему предметом научного исследования. Андрей Владиславович, правда ли, что у нас, россиян, очень низкая бытовая культура? Андрей Юревич: И да, и нет. Она у нас очень неровная - разная у разных социальных слоев. В этом плане, например, наша интеллигенция по-прежнему "далека от народа". Различия в бытовой культуре различных социальных групп у нас больше, чем в большинстве европейских стран. Но в азиатских, латиноамериканских и африканских странах ситуация похожа на нашу. Неровная наша бытовая культура и в плане соотношения своей гуманитарной и технологической части. Существо полудикого вида, разъезжающее на дорогой иномарке, - яркий пример. Кроме недавних страшных аварий на дороге, что еще подтверждает нашу "низость"? Андрей Юревич: Один из любопытных показателей уровня бытовой культуры - количество общественных туалетов на душу населения. По этому показателю даже наши мегаполисы отстают от европейских городов. Мат в общественных местах, плевки и окурки на тротуарах, пустые бутылки в детских песочницах, нецензурные надписи на стенах и заборах и тому подобное - тоже показатели. Бытовую культуру можно рассматривать и в различных ипостасях - например, как культуру питья: что мы пьем, где и как. Здесь характерные для нашего быта сцены тоже очень показательны. Хотя, в принципе, бутылку портвейна можно "раздавить" в подъезде и под высокоинтеллектуальные разговоры о Бахе или импрессионистах. Какая нация самая культурная? Говорят, до японской вежливости нам еще очень далеко, кстати, почему? Андрей Юревич: В том числе и потому, что представители малых народов более бережно и уважительно относятся друг к другу, чем больших. А "самую культурную" нацию назвать не возьмусь. Да это было бы и "не культурно" по отношению к другим высококультурным народам. За последние 20 лет мы стали более культурными или наоборот? Я не ностальгирую, но кажется, что то же самое пиво на улице пили более культурно, а по отношению друг к другу советские люди и вовсе были более вежливыми - или это иллюзия? Андрей Юревич: Как раз пиво мы сейчас пьем в более культурной обстановке - особенно после принятия закона о запрете его распития в общественных местах. А тогда пили в основном в так называемых "автопоилках" (пивные автоматы) либо на лавочках. А вот культура поведения и человеческих отношений явно деградировала. Типичный персонаж наших дней - это наглого вида юнец, который постоянно плюется, матерится, издает какие-то странные хрюкающие звуки и демонстрирует подчеркнуто неуважительное отношение к окружающим, особенно старшего возраста. Это, наверное, худший продукт наших "либеральных" реформ. Мы в Институте психологии РАН недавно провели опрос, в ходе которого эксперты-психологи оценивали наше общество в 1981, 1991, 2001 и 2011 годах по ряду психологических параметров, в том числе и такому, как уровень бытовой культуры. Оценки, выставленные по 10-балльной шкале, оказались соответственно такими: 6,77, 5,71, 4,00, 3,48. В результате чего мы съехали на "троечку"? Андрей Юревич: Прежде всего, потому, что мы сняли запреты на проявление откровенного бескультурья. В ходе наших (псевдо)либеральных реформ мы упустили из внимания, что свобода - это высвобождение в человеке не только всего лучшего, но и всего худшего. Если провести аналогию с фрейдовской схемой, мы разрушили "Суперэго", в котором сосредоточены запреты, и освободили "Оно", где сосредоточены все худшие желания и инстинкты. Система воспитания тоже оказалась разрушенной. Раньше ребенок в нашей школе не только получал знания, но и подвергался воспитанию. Конечно, это воспитание имело идеологическую составляющую, но включало и обучение правилам поведения, разъяснение того, "что такое хорошо, а что такое плохо". В начале1990-х мы отказались от провозглашенного еще Антоном Семеновичем Макаренко принципа "единства обучения и воспитания", и теперь наша школа не воспитывает, а "предоставляет образовательные услуги". В результате, по данным опросов, школьники открыто матерятся на уроках примерно в половине наших школ. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию и преодолеть бескультурье? Андрей Юревич: Можно. Во-первых, нужно восстановить систему воспитания. Во-вторых, нужно придать правилам, определяющим культуру бытового поведения, статус законов. Вспомним про запрет распивать пиво и другие слабоалкогольные напитки в общественных местах. Моральной норме был придан статус закона, и это "сработало". Конечно, пить пиво в детских песочницах мы не перестали, но стали делать это намного реже. Другой подобный пример - законодательное предписание водителям пропускать пешеходов, заставившее их (не всех, конечно, но многих) вести себя более цивилизованно. Псевдолиберал здесь, возможно, возразит: "мол, опять запреты и ограничения". Но факт, от которого никуда не деться: цивилизация основана именно на запретах и ограничениях (небезызвестные "Десять заповедей" - тоже запреты) и без них невозможна. В-третьих, необходимо "мягкое" воздействие в виде позитивных примеров. Известно, например, что наши сограждане, регулярно ездящие за рубеж, и в нашей стране ведут себя культурнее (хотя, конечно, не все). Скажем, позагорав на зарубежных пляжах, где не принято мусорить, перестают это делать и у нас. Ведь заразительны не только дурные, но и хорошие примеры. Татьяна Владыкина Российская газета Фото ИТАР-ТАСС, Наталья Колесникова
Источник: http://www.rg.ru/img/content/67/79/51/330354yatc250.jpg | |
Просмотров: 516 | |
Всего комментариев: 0 | |